Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия сайта

Методические         рекомендации         разработаны         управлением по профилактике коррупционных правонарушений Нижегородской области и предназначены для правового просвещения работников государственных и муниципальных учреждений, подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления Нижегородской области (далее – учреждения), а также в части, не противоречащей требованиям соответствующих нормативных правовых актов, могут быть использованы для профилактики коррупции в иных организациях и органах исполнительной власти Нижегородской области с учетом специфики деятельности.

Цель данных методических рекомендаций – формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике коррупции в учреждениях Нижегородской области, оказание   должностным   лицам,   ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений в учреждениях (организациях), методической помощи по принятию мер по предупреждению коррупции.

Обязанность    организаций    разрабатывать     и     принимать     меры по предупреждению коррупции определена статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В   соответствии   со   статьей   123   Закона   Нижегородской   области от 7 марта 2008 г. № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» государственные предприятия и учреждения Нижегородской области и иные организации, учредителем (акционером, участником) которых    является     Нижегородская     область,     обязаны     разрабатывать и принимать   меры   по   предупреждению   коррупции   в   соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.

К мерам по предупреждению коррупции в указанных организациях законодатель относит:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников;разработка и   внедрение   в   практику  стандартов  и   процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • сотрудничество с    правоохранительными   органами   в    сфере противодействия коррупции;
  • недопущение составления     неофициальной     отчетности     и использования поддельных документов.

Данные методические рекомендации содержат общую информацию о мерах антикоррупционной направленности, а также примерные типовые формы локальных актов учреждений. Вопросы реализации осуществления указанных мер по предупреждению коррупции в организациях освещены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. На сайте Министерства размещены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/015).

Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений

Рекомендуется обеспечить непосредственную подчиненность подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, руководителю учреждения, а также наделить их полномочиями для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении лиц, замещающих руководящие должности в учреждении. При формировании структурного подразделения, ответственного за противодействие коррупции, необходимо уделить внимание определению штатной численности, достаточной для выполнения функций, возложенных на данное подразделение, а также обеспечить его необходимыми техническими ресурсами.

В число обязанностей структурного подразделения или должностного лица могут включаться: разработка и представление на утверждение руководителю учреждения проектов локальных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции; организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников; проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов руководству организации.

Принятие кодекса этики и служебного поведения работников

Антикоррупционные стандарты могут значительно отличаться между собой по степени императивности устанавливаемой регламентации. В них могут быть закреплены только основные ценности и принципы, которые учреждение намерено культивировать в своей деятельности, а также ими можно установить конкретные, обязательные для соблюдения правила поведения.    Учреждению    следует    разрабатывать антикоррупционные стандарты   исходя   из   собственных   потребностей,   задач   и   специфики деятельности.

Примерами общих ценностей, принципов и правил поведения, которые могут быть закреплены в кодексе, являются:

  • соблюдение высоких этических стандартов поведения;
  • поддержание высоких        стандартов       профессиональной деятельности;
  • создание и   поддержание   атмосферы   доверия   и   взаимного уважения;
  • следование принципу добросовестной конкуренции;
  • соблюдение законности   и    принятых   на   себя    договорных обязательств;
  • соблюдение принципов объективности и честности при принятии кадровых решений.

Также    как    примерная    основа    локального    акта,    принимаемого в учреждении (помимо типового акта, указанного в приложении № 3), может быть использован Кодекс служебной этики государственных гражданских служащих Нижегородской области (https://government-nnov.ru/?id=147958).

Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации

Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, включают в себя:

а) установление правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;

б) установление процедур информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;

в) установление процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях;

г) введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью, стандартной антикоррупционной оговорки;

д) введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников;

е) проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности учреждения, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер;

ж) ротацию работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

Работники учреждений обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов, а также должны письменно уведомлять руководство о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения работника, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

При определении наличия или отсутствия конфликта интересов следует учитывать одновременное наличие следующих обстоятельств:

  • наличие личной заинтересованности;
  • фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;
  • наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

При выстраивании системы регулирования конфликта интересов следует    помнить,    что    этот    процесс    требует    участия    работодателя и работников. Ключевыми элементами такой системы являются предупреждение, выявление и урегулирование конфликта интересов.

Предупреждение конфликта интересов предусматривает: проработанную систему антикоррупционных мер, затрудняющих

попадание работника в ситуацию конфликта интересов (например, установление особенностей получения подарков от лиц, заинтересованных в расположении работника в связи с его трудовыми обязанностями);

внедрение проверочных процедур при принятии кадровых решений и при распределении обязанностей на предмет возможности возникновения конфликта интересов.

Выявление конфликта интересов может включать:

декларирование работником наличия у него определенных (личных) интересов. Такое декларирование может осуществляться при приеме на работу и в дальнейшем на регулярной основе (например, ежегодно) и (или) ситуативно (непосредственно в случае возникновения определенных ситуаций). Целесообразно определить распространение декларирования на определенный круг лиц, в перечень которых, прежде всего, должны быть включены работники, чьи должности связаны с повышенными коррупционными рисками; самостоятельное выявление ситуаций конфликта интересов подразделением (работниками), ответственным за предупреждение коррупции в учреждении, путем сопоставления информации, предоставляемой работником, со сведениями, содержащимися в различных государственных и коммерческих базах данных (например, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ЕГРН и т.п.). При наличии возможности рекомендуется разработать в организации специализированное программное обеспечение, направленное на выявление конфликта интересов.

Урегулирование конфликта интересов может осуществляться различными способами, например, посредством:

  • усиления контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов;
  • отстранения работника от совершения действий (принятия решений) в отношении юридического или физического лица, с которым связан его личный интерес;
  • ограничения доступа работника к информации, владение которой может привести к конфликту интересов;
  • перевода работника на другую работу как внутри структурного подразделения, так и в другое подразделение организации;
  • предложения работнику отказаться от полученной или предполагаемой к получению выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов.

Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции

Данное сотрудничество может осуществляться в различных формах:

а) учреждение может принять на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых учреждению (работникам учреждения) стало известно;

б) учреждению следует принять на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы об им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения;

в) в случае обнаружения признаков коррупционных правонарушений учреждению следует обращаться в соответствующие правоохранительные органы (например, прокуратура Нижегородской области, УФСБ России по Нижегородской области, Следственный комитет Российской Федерации и его территориальные органы, Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Нижегородской области);

г) оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения коррупции;

д) оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно- розыскные мероприятия.

При взаимодействии с правоохранительными органами руководству и сотрудникам   учреждения   следует   оказывать поддержку в   выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче им документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях.

Руководство   и   сотрудники   не   должны   допускать   вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.

Недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов

 Согласно нормам Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ

«О бухгалтерском учете» для организаций установлена обязанность осуществления внутреннего контроля хозяйственных операций.

Система внутреннего контроля и аудита организации может способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в ее деятельности и должна учитывать требования антикоррупционной политики, реализуемой организацией, в том числе:

  • проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
  • контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации;
  • проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.

 

Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.

Иные меры антикоррупционной направленности

В целях обеспечения открытости мер по противодействию коррупции, принимаемых в учреждении, на официальных сайтах учреждений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимо наличие раздела «Противодействие коррупции».

При наполнении раздела по противодействию коррупции на официальном сайте учреждения необходимо руководствоваться требованиями, установленными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 октября 2013 г. № 530н.

Так, при наполнении подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, сайтов информация, отнесенная к государственной тайне или являющаяся конфиденциальной, не размещается.

Отдельная гиперссылка на подраздел, посвященный вопросам противодействия коррупции (далее - раздел «Противодействие коррупции»), размещается на главной странице сайта. Размещение указанной гиперссылки в выпадающих окнах не допускается.

Доступ в раздел «Противодействие коррупции» осуществляется с главной страницы сайта путем последовательного перехода по гиперссылке. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более одного, в том числе на мобильной версии сайта.

В разделе «Противодействие коррупции» сайтов содержатся последовательные ссылки на следующие подразделы:

«Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции»;

«Методические материалы»;

«Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения»;

«Обратная связь для сообщений о фактах коррупции»

Раздел «Противодействие коррупции» может содержать иные подразделы, в которых размещаются доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции, часто задаваемые вопросы, размещение которых будет признано целесообразным руководителем учреждения.

Немаловажным является наличие на официальных сайтах учреждений актуальной информации о контактах «телефона доверия» и «горячей линии» по вопросам противодействия коррупции.

Кроме   наличия    на    официальном    сайте    учреждения    раздела

«Противодействие коррупции», в здании учреждений размещаются стенды с информацией о противодействии коррупции и ящик для сбора обращений граждан по вопросам коррупции.

На информационных стендах по вопросам противодействия коррупции, располагающихся в учреждениях, рекомендуется отображать следующую информацию:

-перечень нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции;

-перечень локальных актов, регулирующих вопросы предупреждения и противодействия коррупции в учреждении;

-номера «телефонов доверия» и «горячей линии» по вопросам противодействия коррупции;

-номер телефона учреждения и электронный адрес, по которому можно сообщить о фактах коррупции;

  • номера телефонов правоохранительных органов, по которому можно сообщить о фактах коррупции;
  • сведения о     проводимых     подведомственным    учреждением антикоррупционных мероприятиях;
  • примеры из правоприменительной практики, публикации средств массовой информации по вопросам противодействия коррупции;
  • информация об ответственности за коррупционные правонарушения.

На информационных стендах, посвященных вопросам противодействия коррупции, сведения конфиденциального характера не размещаются.

Текстовая информация оформляется в удобном для восприятия формате и шрифтом, доступным для обозрения и чтения заинтересованного лица любого возраста.

Информационные стенды и ящик для сбора обращений размещаются на видных и хорошо освещенных местах.

При наличии технической возможности в зданиях и помещениях подведомственного учреждения также рекомендуем обеспечить трансляцию фото и видеоматериалов, формирующих у граждан отрицательное отношение и нетерпимость к коррупционным правонарушениям. Антикоррупционные видеоролики      размещены      на       официальном       сайте       управления по профилактике коррупционных правонарушений Нижегородской области (https://otdelanticor.52gov.ru/)

Заключение

При утверждении локальных актов учреждению (организации) необходимо прежде всего учитывать специфику осуществляемой им деятельности.

Для более оперативного и продуктивного внедрения и использования данных актов разработаны примерные типовые формы локальных актов, содержащиеся в приложениях к настоящим методическим рекомендациям.

При возникновении вопросов по применению указанных методических рекомендаций и разработке локальных актов учреждения (организации) Нижегородской области могут обращаться в управление по профилактике коррупционных правонарушений Нижегородской области для получения соответствующих консультаций и разъяснений.


Скачать графическую версию документа

 
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст