Положение об отделении социального обслуживания семьи и детей
1. Общие положения
1.1. Отделение социального обслуживания семьи и детей (далее — отделение Семьи) является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Починковского района».
Отделение Семьи создается для осуществления социального обслуживания семьи и детей Починковского района, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально — опасном положении.
1.2. В своей деятельности отделение Семьи руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2013г. .№442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Постановлениями Правительства Нижегородской области, Уставом ГБУ «КЦСОН Починковского района», иными документами.
2. Цели и задачи отделения социального обслуживания семьи и детей
2.1. Цели:
- повышение уровня семейного благополучия,
- усиление социальной роли семьи в жизни общества,
- создание условий для выполнения семьей ее основных функций.
2.2. Задачи:
- вьшвление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
- социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке;
- повышение ценности семейного образа жизни, пропаганда ответственного родительства;
- реализация мер социальной поддержки семей с детьми;
- профилактика семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и обеспечение условий для социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; -психолого- педагогическая помощь семье и детям;
- повышение качества социального обслуживания семьи и детей.
3.Категории граждан, обслуживаемых в отделении
3.1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, 1
стихийных бедствий, дети из семей беженцев и вьшужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, дети - жертвы насилия, дети, проживающие в малоимущих семьях, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
3.2. Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении.
3.3. Семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - семьи, которые находятся в ситуации, объективно нарушающей их жизнедеятельность, и не способные преодолеть данную ситуацию самостоятельно.
3.4. Семьи, находящиеся в социально опасном положении, - семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
3.5. Семьи с детьми и дети, у которых имеются обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности:
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детейинвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- наличие внутрисемейного конфликта, наличие насилия в семье; - отсутствие работы и средств к существованию.
4. Порядок предоставления гражданам услуг в отделении социального обслуживания семьи и детей
4.1. Социальное обслуживание граждан в отделении Семьи осуществляется на разовой, временной (до 6 месяцев) или постоянной основе.
4.2. В соответствии с достижением уставных целей Учреждения, отделение Семьи осуществляет следующие основные виды деятельности (услуги)
- социально-бытовые
- социально-медицинские
- социально-психологические
- социально-педагогические
- социально-экономические
- социально-правовые
- социально-реабилитационные
- социально-культурные
- социально-оздоровительные
- иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.
4.3. Социальные услуги предоставляются на основании:
а) документа, удостоверяющего личность;
б) личного заявления или заявления законного представителя, в том числе: родителя, опекуна или попечителя ребенка;
в) по заявлению ОМС, государственных органов
4.4. Граждане имеют право обратиться лично, по телефону, направить письменное заявление. Допускается анонимное обращение граждан для получения отдельных видов помощи.
5. Содержание деятельности управлений по направлениям
5.1. Укрепление института семьи, повышение ценности семейного образа жизни.
5.1.1. Организация работы по выполнению основных направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, и Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р.
5.1.2. Реализация федерального и регионального законодательства по государственной семейной политике на территории района.
5.1.3. Участие в районных мероприятий, посвященных Международному дню семьи, Дню матери, Дню отца, Дню семьи, любви и верности, Международному дню защиты детей, Новому году, в том числе:
- подготовка информационных материалов для районных средств массовой информации (далее - СМИ) о семьях достойно воспитывающих детей;
- подготовка и размещение на сайте учреждения социального обслуживания населения информации о лучших семьях района
5.1.4. Работы с населением:
- взаимодействие с общественными организациями, работающими в сфере социальной поддержки различных категорий семей;
- подготовка материалов, отражающих реализацию мероприятий в сфере реализации государственной социальной семейной политики, для освещения в СМИ, размещения на Интернет-ресурсах.
5.1.5. Реализация государственных и региональных программ, направленных на социальную поддержку семей с детьми, профилактику семейного неблагополучия, детской безнадзорности и социального сиротства, социальную поддержку, социальную реабилитацию и интеграцию в общество детей - инвалидов в пределах компетенции.
5.2. Выявление семей с детьми, нуждающихся в государственной поддержке и помощи; профилактика жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5.2.1. Формирование банка данных о семьях и детях адресной категории населения в соответствии с разделом З настоящего Порядка, проживающих на территории района, в т.ч. с использованием базы комплекса ”Соцпомощь” .
5.2.2. Выявление семейного неблагополучия в семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин и обстоятельств социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия.
5.2.3. Принятие мер в пределах своей компетенции по защите персональных данных, а также иной охраняемой законом информации.
5.2.4. Участие в ”социальных патрулях”; участие в комиссиях по отобранию ребенка, находящегося в обстановке, представляющей непосредственную угрозу его жизни или здоровью.
5.2.5. Участие в работе по направлению членов семей, пострадавших от домашнего насилия, нуждающихся во временном убежище и специализированной комплексной помощи, на социальное обслуживание в ”кризисную квартиру” .
5.2.6. Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость семей с детьми и детей в социальном обслуживании, через проведение обследования условий жизнедеятельности семьи с детьми и детей, определение причин, влияющих на ухудшение этих условий, проведение выборочных социологических опросов.
5.3. Участие в оздоровительной кампании детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации на территории РФ и организация отдыха на территории района.
5.3.1. Проведение организационной работы по формированию системы отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на территории района.
5.3.1.1. В рамках подготовки к оздоровительной кампании:
- формирование информационной базы данных о семьях с детьми;
- подготовка предложений о планируемых формах отдыха и оздоровления детей, проведении мероприятий оздоровительной кампании;
- участие специалистов, в совещаниях, методических семинарах;
- организационная работа по подготовке паспорта оздоровительного лагеря в системе социальной защиты населения для внесения в реестр учреждений отдыха и оздоровления детей Нижегородской области;
- организационная работа по подготовке к проведению оздоровительных лагерей на базе Центра, по созданию в оздоровительных - лагерях условий, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья детей;
- организационная работа и участие Отделения в областных, районных, городских конкурсах социально-реабилитационных программ.
5.3.1.2. В период проведения оздоровительной кампании:
- межведомственное взаимодействие по вопросам организации летнего отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. со СМИ, некоммерческими организациями.
5.3.1.3. В рамках подведения итогов оздоровительной кампании в текущем году:
- обеспечение предоставления итоговой информации по организации оздоровительной кампании от Отделения в министерство социальной политики Нижегородской области;
5.4. Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами.
5.4.l. Осуществление контроля за реализацией индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида по разделу ”Социальная реабилитация” .
5.4.2. Координация работы Отделения по сопровождению и предоставлению социальных услуг для семей, воспитывающих детей-инвалидов:
- ведение учета семей с детьми-инвалидами в муниципальном образовании;
- межведомственное взаимодействие в целях устранения трудной жизненной ситуации, возникшей в семье с ребенком, имеющим нарушения в развитии;
- организация работы по социальному проектированию и внедрению новых технологий и методов работы по оказанию помощи детям-инвалидам, в том числе раннего возраста, преодолению социальной изолированности семей с детьми-инвалидами и интеграции детейинвалидов в среду здоровых сверстников;
- расширение доступа детей-инвалидов и членов их семей к информационнокоммуникационным технологиям;
- организация и проведение мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения общества к детям-инвалидам, семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии, в т. ч. через взаимодействие с благотворителями, использование СМИ и Интернетресурсов.
5.4.3. Участие в работе по выявлению одаренных детей-инвалидов для выдвижения на награждение именными стипендиями Правительства Нижегородской области:
- проведение работы по подбору кандидатур - одаренных детей-инвалидов - для участия в конкурсном отборе;
- взаимодействие с различными ведомствами, организациями в рамках проведения конкурсного отбора одаренных детей-инвалидов на муниципальном уровне;
- подготовка конкурсных материалов одаренных дегей-инвалидов и сводной заявки от муниципального образования в Комиссию по назначению именных стипендий Правительства Нижегородской области для участия в конкурсном отборе одаренных детейинвалидов;
- участие детей-инвалидов, победителей конкурсного отбора, в торжественном мероприятии в декабре текущего года при участии Губернатора Нижегородской области;
- участие по чествованию детей-инвалидов, участников конкурсного отбора в текущем году, на муниципальном уровне.
5.4.4. Организация публичных социокультурных мероприятий в рамках Декады инвалидов, а таюке иных мероприятий, приуроченных к календарным датам с участием семей, воспитывающих детей-инвалидов (акции, фестивали, встречи, спортивные мероприятия и т.д.).
5.5. Внедрение в деятельность Отделения, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современных методик и технологий социальной реабилитации.
5.6. Социальное обслуживание семьи и детей.
5.6.1. Участие в работе по направлению получателей социальных услуг в ГБУ ”Областной санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних ”Золотой колос” (Арзамасский район)” в соответствии с действующими нормативными актами.
5.7. Информационно-аналитическая и методическая работа.
5.7.1. Исполнение федеральных, региональных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции.
5.7.2. Контроль и обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации и Нижегородской области в сфере социального обслуживания семьи и детей.
5.7.3. Участие в заседаниях комиссий, рабочих групп в рамках своей компетенции.
5.7.4. Подготовка аналитической информации и отчетов по вопросам, относящимся к сфере реализации государственной социальной семейной политики.
6. Порядок оплаты семьями услуг
Социальные услуги предоставляются в отделении Семьи всем категориям семей и детей, имеющим право на социальное обслуживание в соответствии с Законом Нижегородской области от 05.05.2005г. «О государственном социальном обслуживании населения», бесплатно.
7. Осуществление межведомственного взаимодействия
7.1. В рамках своей деятельности Отделение осуществляют взаимодействие со следующими учреждениями и организациями:
- администрации сельских поселений;
- управление образования района;
- управление культуры и спорта;
- органы службы занятости Починковского района; образовательные организации, учреждения спорта, культуры, здравоохранения Нижегородской области;
- отдел ЗАГС Починковского района Нижегородской области;
- отдел полиции Починковского района по Нижегородской области;
- некоммерческие общественные организации.
7.2. Участие в межведомственных совещательных группах в рамках своей компетенции (комиссиях по делам несовершеннолетних, советах по делам инвалидов, советах по профилактике правонарушений, рабочих группах и других).
7.3. Участие в районных/городских, межрайонных мероприятиях.
7.4. Участие совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних работы по предотвращению насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних на территории муниципального района (города, городского округа), в том числе через информирование населения о деятельности общероссийского детского телефона доверия.
7.5. Межведомственное взаимодействие и незамедлительное реагирование на случаи, связанные с угрозой жизни и здоровью несовершеннолетних, принятие соответствующих мер по оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, помещению ребенка в безопасную обстановку, организация социального патронажа семьи от момент выявления случая насилия в отношении ребенка до выхода семьи из социально опасност положения и трудной жизненной ситуации.
7.6. Межведомственное взаимодействие с оргайами дознания с целью организа:— социальной реабилитации и социально-психологического сопровожден— несовершеннолетних при проведении процессуальных проверок и следственных мероприятий в интересах защиты прав ребенка.
7.7. Участие в совместной работе Отделения с ЦРБ района по профилактике употреблена психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
7.8. Незамедлительное информирование муниципальной Комиссии района по де— несовершеннолетних и защите из прав при поступлении информации о семьях с деть—оказавшихся в обстановке с признаками социально опасного положения.
8.Показатели результативности деятельности
8.1. Увеличение числа успешных семей, в том числе представляемых к награждению региональными и федеральными наградами.
8.2. Отсутствие обоснованных жалоб на предоставление услуги, поступивших в ад;« Отделения.
8.3. Уменьшение количества неблагополучных семей, состоящих на учете в базе данных Отделения.
8.4. Сохранение положительной динамики по количеству оздоровленных детей • подростков за счет бюджетных и внебюджетных источников.
8.5. Повышение ресурсного потенциала родителей детей с нарушениями в развитии.
8.6. Увеличение охвата участников целевых групп различными видами социальы значимых услуг и мероприятий через реализацию социальных проектов и общественнык инициатив.
8.7. Увеличение охвата семей с детьми в мероприятиях по профилактике обстоятельствобуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
8.8. Отсутствие обоснованных представлений надзорных органов по вопросам семейного неблагополучия.